t\e\s\            т\э\с\

192076, Россия, Санкт-Петербург

пр-кт Обуховской обороны, д. 120, стр. 11, пом. 8

+7
мы
953
всегда
377-35-33
на связи

Небольшой исторический экскурс по Теме 

В конце 19 века были широко распространены водяные системы отопления с гравитационной схемой циркуляции теплоносителя несмотря на их недостатки – высокая стоимость, неэффективное распределения тепла, ограниченная отапливаемая площадь и инертность. Инженеры того времени искали альтернативу, что привело к созданию систем с искусственным побуждением. Сначала использовали перегретый пар или воздух, но наиболее рациональным оказалось применение насосов. Именно водяное отопление с насосным побуждением и прижилось повсеместно благодаря его эффективности и универсальности.

В 1897 году, после нескольких лет безуспешной работы в этом направлении, Андрея Ивановича Сомова, Михаила Павловича Фабрициуса и Василия Леонтьевича Пашкова откомандировали за границу. Посетив Германию, Австро-Венгрию, Францию, Бельгию, Голландию, Данию и Швецию они ознакомились с системами отопления 28 крупнейших музеев Европы.
Но из-за Русско-японской войны (1904-1905 годов) и Первой русской революции (1905-1907 годов) применение полученных знаний столкнулось с объективными трудностями.

В России новый тип отопления был впервые применен в 1909 году в здании петербургского Михайловского театра. Автором проекта был инженер Николай Петрович Мельников, много сделавший для внедрения насосно-водяных систем отопления в практику. После этого удачного опыта насосно-водяное отопление быстро нашло применение во многих других крупных зданиях Петербурга: в Мариинском театре, в новых корпусах Института инженеров путей сообщения, в корпусах Орудийного завода, а в Эрмитаже инженер Мельников создал две дополняющие друг друга системы: систему водяного радиаторного отопления и систему вентиляции с элементами кондиционирования. В залах установили водяные радиаторы, а по воздушным каналам подали свежий воздух - предварительно очищенный, подогретый и увлажненный до требуемого уровня в вентиляционных камерах.
В эрмитажной системе использовали отработанную тёплую воду электростанции, построенной в одном из дворов Нового Эрмитажа в 1886 году, а при вентиляции помещений широко применяли электроэнергию (для подачи воздуха и регулировки его параметров).

Работы над проектом отопления и вентиляции Эрмитажа начались в феврале 1910 года, и в июле 1911 года проект Мельникова был принят.
Министр Императорского двора барон Фредерикс писал о нём так: «Проект заключается в том, что спускавшаяся ранее в Неву за ненадобностью тёплая вода, уносившая бесполезно более половины тепла, содержащегося в сжигаемом на электрической станции Зимнего дворца топливе, будет использована для отопления Эрмитажа и нагревания вентилирующего это здание воздуха, который предположено нагнетать так, что наружная пыль и копоть не будут проникать в помещения Эрмитажа и портить находящиеся там художественные сокровища».

После проведения торгов фирма «Артур Коппель» начала работы по приспособлению электростанции для использования отработанной воды, а фирма «Братья Кертинг» монтаж системы отопления в зданиях Эрмитажа.
Электростанция была готова к декабрю 1911 года, система водяного отопления в залах - к осени 1912 года, а система вентиляции, в связи с возникшими трудностями при создании системы увлажнения воздуха, только к 1914 году.

Спроектировано все было весьма разумно. На чердаках располагались две вентиляционные камеры, куда с помощью электровентиляторов подавался воздух с улицы. Он фильтровался, подогревался в водяных калориферах (в них использовалась отработанная вода электростанции) и попадал в специальный отсек, оснащённый множеством трубок с форсунками для распыления воды под давлением и облицованный свинцовыми листами, где увлажнялся.
Управление системой отопления и вентиляции осуществлялось с диспетчерского пульта, находившегося в подвале в средней части Нового Эрмитажа, куда по электрическим проводам приходила информация о температуре и влажности от многочисленных гигрометров и термометров, расположенных в залах, и от датчиков воздушного давления, находившихся в воздуховодах. Эти данные позволяли следить за климатом в помещениях и относительно оперативно управлять параметрами воздуха с помощью электроприводов на водяных задвижках и воздушных заслонках. Влажность и температура круглосуточно поддерживались в оптимальных значениях, для сохранности произведений искусства.

Так в 1914 году была создана система отопления и вентиляции, которую считают первой системой кондиционирования воздуха, установленной в музее.

Вентиляционная система проработала до 1919 года, т.к. её обслуживание стало неквалифицированным, оборудование на чердаках повредили, а позднее и демонтировали, а вот широкие чугунные радиаторы можно увидеть под окнами в Романовской галерее - они сохранились и используются по назначению по сей день.


Но распространение систем отопления с насосным побуждением продолжало тормозиться, поскольку для работы насосов требовалось электричество, а электрификация того времени была недостаточной.

По сути, только в 1920 году, с началом реализации советской властью плана ГОЭЛРО, стало возможным дальнейшее развитие насосно-водяных систем отопления. С 1920-х годов началась история отечественного централизованного теплоснабжения. Строились первые ТЭЦ, где использовался наиболее экономически оправданный метод когенерации тепла и электричества, прокладывались первые теплотрассы. В результате, к началу 1940-х чугунные радиаторы-гармошки, подключенные к системам централизованного теплоснабжения, появились не только в учреждениях, но и в жилых домах.

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Принять все Отказаться от всех Настроить
Cookies